Инициативы по благоустройству района

Как сделать район более удобным для жизни? Принципы благоустройства жилых районов давно сформулированы урбанистической наукой, однако, к сожалению, московская мэрия часто не обращает на них внимание. Я хочу предложить муниципальному Собранию принять 32 принципа и требовать их выполнения во всех проектах благоустройства, проводимых в районе.

Руководителю внутригородского муниципального образования Щукино в г. Москве Т.А. Князевой

Уважаемая Татьяна Александровна!

Изучив лучшие мировые практики, проведя несколько исследований на территории района Щукино, в том числе изучив существующие проблемы благоустройства, функциональную наполненность территории и выявив предпочтения жителей, были разработаны рекомендации по благоустройству общественных пространств района. 
Прошу Вас рассмотреть возможность обязать органы испольнительной власти при проектировании общественных пространств и применении мер благоустройства следовать данным рекомендациям.

 

Тротуары, дорожки и пешеходные переходы

Пешком ходят все. Вне зависимости от того, куда и зачем вы идёте, в хорошем городе для вас это должно быть лёгким и приятным занятием. Что этому может помешать?

Ясно, что узкие тротуары, которые так часто встречаются в Москве, должны уйти в прошлое. Сложно себя спокойно чувствовать, передвигаясь по узкой полоске асфальта между зданиями и потоком машин. Но и на краю широкого тротуара не очень комфортно находиться: автомобили всё равно слишком близко, а какой-нибудь нарушитель может припарковаться прямо у вас перед носом. Элегантное решение этой проблемы — антипарковочные столбики по кромке тротуара, которые изящно разделят потоки машин и людей. Это разделение особенно актуально во дворах, где машины и люди часто вынуждены перемещаться по общему пространству.

Конечно, это только начало. Очень важно заботиться о покрытии тротуаров и дорожек: оно должно быть качественным, без трещин, удобным для ходьбы и приятным на вид. Не стоит забывать и об освещении, а также о местах для отдыха. Что касается переходов, они должны быть естественным продолжением пешеходных маршрутов.

Что нужно сделать:

Отделить тротуары антипарковочными столбиками. Они изящные, не мешают пешеходам и не дают нарушителям парковаться на тротуаре.


Посадить людей на скамейки. Пожилым людям очень нужен отдых, а всем остальным будет только приятно. Скамейки должны стоять через каждые 100 метров.


Направить фонари на пешеходов. В Москве часто фонари направлены только на проезжую часть, а тротуары не освещены совсем. Чтобы пешеходы не ходили в темноте, во всём мире принято устанавливать специальные фонари, освещающие тротуары и пешеходные дорожки.


Укротить светофоры. Их нужно перенастроить так, чтобы не пришлось ждать зелёного света дольше одной минуты. Свобода!


Приподнять переходы. Переход на одном уровне с тротуаром — это удобно, не нужно никуда спускаться и подниматься. А у машин есть дополнительный стимул вовремя затормозить.


Разделить машины и людей во дворах. Часто приходится ждать, пока не проедет машина и только потом идти. Такого не будет, если чётко отделить пешеходные зоны от автомобильных. Это можно сделать с помощью всё тех же столбиков, заборов или бордюров.


Прокладывать дорожки по естественным маршрутам. То есть, по наикратчайшим. Если этого не делать, то пешеходы всё равно будут прокладывать тропы и ходить через дыры в заборах.


Положить плитку на площадях и пешеходных улицах. Плитка — долговечный и экологически чистый материал. На ней не бывает луж, она не трескается, а при необходимости можно ремонтировать отдельные участки поверхности. С асфальтом так не получится, его нужно либо менять целиком, либо ставить уродливые заплатки. Он ещё и вреден для здоровья и окружающей среды: выделяет опасные смолы при высоких температурах.


Расширить тротуары. Узкие тротуары — это ужасно неудобно. Нужно сделать 2,5 метра минимально допустимой шириной тротуаров.


Убрать препятствия с тротуаров. Рекламные щиты загромождают дорогу. Реклама — важная штука, но для неё найдутся другие места. То же самое относится к телефонным будкам, фонарным столбам. Их нужно ставить так, чтобы не вызывать затруднений у пешеходов.


Установить пепельницы и урны для мусора. Ответственность за мусор на улицах чаще всего лежит не на людях, а на службах ЖКХ. Урны и уличные пепельницы должны стоять через каждые 100 метров, тогда просто не будет смысла кидать мусор куда-то ещё, и в городе станет чище.


Места для отдыха и дворы

В хорошем городе важно, чтобы люди как можно чаще выходили на улицы и проводили там время. Для отдыха в первую очередь предназначены скверы, парки, дворы, площади и другие открытые места. Кому-то хочется посидеть под деревом с книжкой, кто-то любит спорт, ещё кто-то просто хочет погулять и посмотреть на что-нибудь красивое. Запросы всех этих и других людей нужно учитывать. В любом общественном пространстве должно найтись что-то привлекательное для каждого.

Что нужно сделать:

Обеспечить сидячие места. Что бы ни предпочитал человек, вряд ли он откажется от возможности где-нибудь присесть после долгой прогулки. Поэтому в скверах, парках, дворах и других похожих местах должно быть много скамеек, лавочек, передвижных стульев.


Убрать сквозные проезды через дворы. Если между двумя большими улицами есть двор с выездами на них, то наверняка найдутся водители, которые решат срезать дорогу через этот двор. Это запрещено правилами дорожного движения, мешает людям и отрицательно влияет на безопасность: превышение скорости в жилой зоне легко может привести к несчастному случаю.


Устроить специальные площадки для выгула собак. Собака — друг человека, но не всегда. Площадки должны быть небольшими, но в пешей доступности. Одна площадка на каждые четыре дома сделает дворы чище и спокойнее.


Подумать о защите от дождя, ветра и холода. Гулять хочется даже в плохую погоду. Навесы, заграждения от ветра и инфракрасные обогреватели смогут этому поспособствовать. Естественно, ставить их нужно не везде, а в самых популярных и привлекательных местах.


Провести реконструкцию парков и площадей. А ещё нужно открывать новые, чем больше в районе мест, куда можно пойти, — тем лучше. Заниматься этим должны профессиональные дизайнеры и архитекторы, а не строительные фирмы без подобного опыта. В последнем случае получается плохо.


Найти занятие для всех. В общественных зонах должны быть не только детские площадки (как это часто бывает в Москве), взрослые люди тоже не должны скучать. Для этого можно устанавливать столы для настольного тенниса или настольных игр, другие спортивные снаряды, обустраивать фонтаны, создавать зоны беспроводного интернета.


Общественный транспорт

Остановки играют ничуть не меньшую роль в перемещении на общественном транспорте, чем сами средства передвижения. На остановках всегда приходится ждать какое-то время, с этим ничего не поделаешь. Поэтому нужно думать о том, как их сделать более удобными.

Особую роль в дорожном движении играет трамвай. Это важный вид общественного транспорта и один из ключевых для современного города. Трамвайные рельсы часто находятся в середине широкой дороги, поэтому в обустройстве трамвайных остановок есть ряд особенностей.

Что нужно сделать:

Защитить пассажиров трамвая от брызг. Трамвайные остановки вплотную примыкают к проезжей части, причиняя пассажирам неудобства. Этого легко избежать, установив павильоны или специальные заборы, чего в Москве пока не делают.


Отдавать приоритет трамваям на перекрёстках. Это повысит безопасность движения и сократит время в пути. Если оборудовать трамваи специальной аппаратурой, вагоновожатые смогут управлять светофором на подъезде к перекрёстку.


Сделать остановки комфортными. Павильоны должны быть тёплыми, освещёнными, не иметь щелей. Сиденья разумно сделать деревянными, на них можно сидеть почти в любую погоду. Можно повесить электронное табло, которое будет показывать время до прибытия автобуса, трамвая или троллейбуса.


Засеять трамвайные пути газоном. Сами по себе трамвайные рельсы — не самое привлекательное зрелище. Станет гораздо лучше, если их засеять газоном. Это не только повысит эстетичность улицы, но и сделает трамвай тише.


Дороги и парковки

Машин в городе очень много. Они постоянно куда-то едут, поворачивают, останавливаются, они должны быть где-то припаркованы. При неправильной организации движения и парковки всё это может создавать немало проблем.

Что нужно сделать:

Снизить среднюю скорость. В жилой зоне и на узких улицах высокая скорость автомобилей ни к чему: она почти не влияет на время в пути, но существенно повышает аварийность. В международной практике известны действенные меры: сужения дороги у переходов, установка камер, искусственные резкие повороты, перед которыми просто необходимо тормозить, в крайнем случае — искусственные препятствия, т.е. «лежачие полицейские».


Убрать заборчики. В Москве очень много жёлто-зелёных заборчиков, которые никому не нужны. Они только мешают пешеходам, при этом на их установку тратятся огромные деньги. Часто они огораживают газоны, чего вообще делать нельзя, за исключением тех мест, где очень велика вероятность нелегальной парковки на газоне. В таких случаях рекомендуются устанавливать невысокие чугунные заборчики чёрного цвета.


Разумно использовать пространство во дворах. Во дворах много пространства, но оно, как правило, используется плохо. Даже несколько машин могут создать большие неудобства, если будут стоять в неподходящих местах. Важно разделять общественное пространство и парковку, для неё должна быть предназначена обособленная площадка, но и она вряд ли может занимать больше 30% двора. Остальное пространство разумно занять зеленью, скамейками, детскими площадками, другими местами для отдыха. Территорию дворов нужно использовать разумнее и отдавать как можно больше пространства людям.


Качество работ и материалов

Что бы мы ни делали, всегда важны две вещи: хорошая задумка и качественное исполнение. Разумеется, это применимо и к городской среде. Все проекты должны разрабатывать профессиональные дизайнеры и архитекторы, а при их реализации должны использоваться только качественные материалы. К сожалению, в Москве часто происходит наоборот: в конкурсе проектов чаще всего выигрывает проект того подрядчика, который предложит самую низкую цену.

Что нужно сделать:

Использовать качественные материалы. Чем дешевле материалы, тем меньше они прослужат. Помимо этого, дешёвые материалы обычно хуже выглядят, делая город менее привлекательным. Это относится и к уличной мебели.


Делать всё с умом. Каждое решение о строительстве нового объекта должно быть чем-то обосновано. К сожалению, в нашем городе часто бывает наоборот: какие-то работы проводятся в практически случайных местах просто из-за того, что надо поскорее потратить весь выделенный бюджет. Более правильным подходом стали бы подробные предварительные исследования для каждого проекта, последующее привлечение профессионалов для его создания.


Экология и среда

В индустриальную эпоху человек загрязнял окружающую среду, не отдавая себе в этом отчёта. Теперь, спустя много лет, мы вынуждены столкнуться с последствиями. Постиндустриальный мир отличается в первую очередь осведомлённостью людей о хрупкости окружающего мира, потому что безответственное отношение к природе не только влияет на планету в целом, но и портит наше с вами непосредственное здоровье. Стоит добавить, что загрязнять можно не только физическое пространство, но и информационное. Речь идёт об излишней рекламе, надписях, шуме.

Что нужно сделать:

Поддерживать чистоту. Дворники должны постоянно чистить улицы от грязи, снега и льда. Химикаты, которыми в последнее время стали размягчать лёд, использовать нельзя: они наносят вред здоровью жителей города и окружающей среде.


Очистить информационное пространство. Вокруг слишком много рекламы и другого информационного мусора: на стенах зданий, на асфальте у нас под ногами, на бумажных объявлениях, расклеенных здесь и там. Практически всё это нелегально, и с этим можно бороться: снимать плакаты, закрашивать надписи и рекламу, использовать специальный состав, не позволяющий клеить объявления.


Заботиться о зелени. На деревья приятно смотреть, они вырабатывают кислород и защищают от ветра. Хочется видеть зелёные улицы, а не городскую пустыню, поэтому нужно сажать новые деревья и ухаживать за уже имеющимися.

Охранять архитектурный облик района. Часто рекламу и вывески заведений размещают крайне неудачным образом, иногда меняя здания до неузнаваемости. Чтобы этого избежать, необходимо создать определённые правила размещения вывесок и рекламы.


Велосипедизация

Велосипед — прекрасное транспортное средство. Он компактен, не вредит экологии, помогает держаться в форме. Тем не менее, ему нужна хорошая инфраструктура: отдельные дорожки, стоянки, пункты проката, крепления для транспортировки на общественном транспорте. Исследования показали, что в Щукино на велосипеде до метро можно добраться в два раза быстрее, чем на троллейбусе. Поэтому имеет смысл дать такую возможность всем и сделать её удобной.

Что нужно сделать:

Строить и развивать велосипедную инфраструктуру. При подходящих условиях, велосипедом можно пользоваться и зимой. В ряде мировых столиц существует разветвлённые прокатные сети велосипедов, где можно арендовать велосипед как на короткий срок (например, взять велосипед в прокатном пункте у своего дома, доехать до метро и оставить его в пункте рядом со станцией), так и на длительный. Для тех, у кого есть свои велосипеды, важно устраивать охраняемые стоянки.


Бюджет

В Москве сейчас большая часть бюджета расходуется на ремонт дворов. Однако, тротуары, остановки, прилегающие к метро территории — равноправные общественные пространства, не менее нуждающиеся в модернизации. В некоторых случаях они в этом нуждаются даже сильнее: возникают такие ситуации, когда на двор, которым ежедневно пользуется 500 человек, уходит больше денег, чем на площадку около метро, через которую ежедневно проходят тысячи.

Что нужно сделать:

Распределить деньги поровну. Простое и очевидное решение. Люди проводят очень много времени за пределами своих дворов, поэтому имеют право там себя чувствовать не менее комфортно.

 

 

Приложение №2

Мы, нижеподписавшиеся, ознакомились с предложением депутата муниципального Собрания района Щукино Каца М. Е. и просим вас принять рекомендации по благоустройству района в качестве обязательных при проектировании общественных пространств.